ПУБЛИКАЦИИ. > Старые песни о новом.
Ксения Мелешко. Газета "Аргументы и факты", 2006 год, №31.

Его песни поют Нина Матвиенко и Тамара Гвердцители, София Ротару и Иосиф Кобзон. Имя украинского композитора Игоря Поклада известно всему бывшему Советскому Союзу. Его песни уже давно воспринимаются как народные, их поют снова и снова - но уже совсем иначе.
Ксения Мелешко
 
- Игорь Дмитриевич, вы знаете формулу создания шлягера?
- Шлягер действительно имеет свою формулу: на желательно тяжелый драйвовый ритм накладывается простенькая музыкальная интонация, предпочтительно из трех-четырех нот, в сочетании с простой поэтической фразой тоже из трех-четырех слов и вся эта небольшая конструкция повторяется десять-двадцать раз. Можно и больше - пока не "добьешь" слушателя. Дальше все зависит от количества показов по телевидению и прокрутки по радио. А вот лет 10-15 лет назад существовало понятие популярной песни. Ее слава зависела, в первую очередь, от успеха у слушателей. Для авторов песни главной задачей было найти и в музыке и в стихах ту неповторимую интонацию, которая волновала бы людей. К счастью, иногда нам это удавалось
- Наверняка, у каждой Вашей песни есть своя тайная история.
- Скорее, не тайна, а судьба. Например, когда мы с Юрием Рыбчинским писали "Чаривну скрипку", в процессе работы подсознательно ощущали какой-то магнетизм этой песни, которая неожиданно для нас вскоре стала очень популярна. Разгадку дал Иван Миколайчук, с которым мы встретились в глухом закарпатском селе. Он бросился обнимать и целовать меня. Я спрашиваю: "Ваня, что случилось?" - "Слышал твою "Чаривну скрипку!" - "Ну и что?" - "Это же не песня, это - литургия!".
Песню "Скрипка грае" я написал во сне. Вообще-то мне часто снится музыка, но всегда лень встать и записать, а в этом случае встал. Утром пришел Рыбчинский и написал текст. Эту песню пел гениальный Назарий Яремчук и многие другие исполнители, а Вася Зинкевич года два-три ее крутил, просил Рыбчинского что-то дописать, переделать. Мы удивлялись, а затем услышали то, что нас потрясло: из весьма простенького шлягера от сделал великую трагедию любви. Песня "Дики гуси" лет семь пролежала в столе. Уже давно стали популярными песни, написанные позже, а "Гуси" все лежали, пока мы не нашли Нину Матвиенко, которая сделала песню популярной на долгие годы. Так же "открыли" "Глаза на песке" - Тамара Миансарова, "Кохану" - Огневой, "В школе прощальный бал…" - Богатиков, "Журавлиную молитву" - Кобзон, "Тече вода" - Ротару.
- Вам нравится современное исполнение Ваших песен?
- К сожалению, часто к ним добавляют современный ритм, забывая о том, что у каждой песни есть душа. Болезненнее всего слышать "Дики гуси". В новых интерпретациях ее авторское начало, духовность исчезли. Нина Матвиенко исполнила песню трепетно, нежно, а сегодня в ней превалирует ритм, который часто мешает. Мы, кстати, сделали Нине электронную фонограмму, но она не смогла петь: "Игорь, это какая-то мертвая песня".
- Сегодня жалеете о том, что в чем-то себя не попробовали?
- Музыку к своему первому фильму я написал по просьбе Леонида Быкова, с которым дружил. Мы постоянно обсуждали его проект фильма "В бой идут одни старики". "Послушай, вот тут у меня "Смуглянка", но этого мало" - говорил Леня. Я поставил ему "Истребительную серию" Высоцкого. Он так заразился: "Это то, что нужно!", но через какое-то время пришел и сказал, что на такой музыке надо делать другой фильм, а этот надо на "Смуглянке".Но поскольку эта песня не моя, и мне, как композитору, нечего было делать, я предложил Быкову другую кандидатуру. А сейчас об этом жалею. Потом Леня должен был делать комедию. Мы начинали работать вместе, но он погиб...
...
- А почему в последнее время мы все реже слышим Ваши песни?
- Во-первых, больше времени я стал уделять работе в других жанрах. Во-вторых, меня очень огорчают нынешние взаимоотношения между авторами песен и исполнителями. Зачастую, продав песню, я теряю на нее все права. Если бы Вы знали, какое количество дорогих мне песен ушли в безвестность. К сожалению, я не могу повлиять на ситуацию.
В-третьих, в нашей стране полностью отсутствует система защиты авторских прав… Проблема эта очень сложная и серьезная. Корни ее находятся очень "глубоко" и "высоко". Радио и телевидение совершенно бессовестно обворовывают авторов. Прекрасно известно, что за каждую авторскую ноту и слово надо платить - так делается во всем мире. Но, подписав Женевскую конвенцию об авторском праве, владельцы украинских каналов нагло игнорируют ее.
И, последнее. В Украине сотни концертных площадок, на которых с такой же легкостью игнорируют авторское право, а как следствие , и авторское отчисление. В советские времена структура, защищавшая авторские права, работала четко. Увы, после нескольких обращений в Государственное агентство по авторским и смежным правам с просьбой отреагировать на ситуацию, мне стыдливо ответили, что, мол, закон принят, но он никем не соблюдается… Теперь буду бороться через суд. Может, этому беспределу будет положен конец.