ПУБЛИКАЦИИ. > Не поливайте Соню грязью.
Интервью журналисту Александру Демьянчуку. Газета "Бульвар", 1997 год, №3.

... о замечательном композиторе, отдавшем профессии более сорока лет жизни и написавшем за это время не один десяток песен, около полусотни мюзиклов и оперетт, озвучившем множество кино- и мультипликационных фильмов, большинство моих сограждан знает гораздо меньше, чем о Раймонде Паулсе или Давиде Тухманове, Максиме Дунаевском или Эдуарде Артемьеве, о том же Эдуарде Ханке…Но я должен сказать, что Игорь Дмитриевич Поклад ничуть не менее их, если не более,- маэстро!
Уверен, что пронзительный шлягер "Ой, летіли дикі гуси", успешно прошедший "ходовые" испытания временем и переживающий в наши дни настоящий бум исполнительского и зрительского интереса, отлеживался на полке целых семь (!) лет. Только Юрий Рыбчинский - друг и постоянный соавтор Игоря Дмитриевича - буквально заставил отбросить прочь все сомнения и наконец-то обнародовать совместное творение. Кстати,… творческий союз двух авторов зарождался не где-нибудь, а в …армейской казарме.
Вот вы лично знали о таких подробностях из жизни талантливого поэта и талантливого композитора? А могли себе представить, что нежно-игривая "Чарівна скрипка" однажды приснилась Игорю Покладу, и он едва успел записать мелодию? То-то и оно.

"Теперь настоящих композиторов нет. Кто может хоть как-то связать две ноты, тот уже сочиняет музыку"

- К сожалению, вся информация о Вас, которую мне удалось раздобыть, ограничивается более, чем лаконичной биографией со скупым перечнем дат и фактов. Из нее я и узнал, что Вы родились 10 декабря 41-го года во Фрунзе…
- Да, в эвакуации.
- А с какого времени помните себя?
- Первые проблески памяти приходятся, наверное, лет на пять-шесть. Ничего конкретного, правда. Так, остались какие-то эмоциональные ощущения.
- Известно, что семья, родители оказывают влияние на выбор человеком профессии.
- Естественно. Мои родители были очень музыкальными людьми. В доме постоянно звучали песни.
- Скажите, а могло ли так случиться, что из Вас не получился бы композитор? Или подобное даже представить невозможно?
- Ну почему?! Хотя это дело такое: природа прет из человека…Сколько себя помню, всегда был за инструментом.
- За роялем?
- Да, именно рояль стоял у нас в доме. И я все время пытался на нем что-то подбирать.
- Кстати, как Вы занимались в музыкальной школе? Были прилежным учеником?
- Скорее, наоборот. Играть по нотам ужасно не любил. Мне больше нравилось на слух, Поэтому часто прогуливал уроки.
- А когда стали постарше?
- Потом, конечно, я свое отношение к музыке изменил. Даже перед поступлением специально ездил в другой город заниматься с профессором.
- Вы ведь закончили училище Глиэра и Киевскую консерваторию, были учеником самого Штогаренко?
- Да. Там меня научили играть практически на всех инструментах, вплоть до духовых.
- …На Ваш взгляд, благодаря чему сегодня можно добиться успеха в музыкальной области: таланту, усердию, целеустремленности или еще чему-то?
- Композитору, прежде всего, надо быть целеустремленным. А если этого нет, тогда необходим целый ряд других качеств.
- Каких?
- И талант, и работоспособность - особенно, если работаешь в жанре современной эстрадной песни…Также надо владеть громадной информацией.
- Но почему именно целеустремленность Вы ставите на первый план? Раньше ведь она не так ценилась?
- Раньше не было столько музыки…К тому же, если говорить о профессионализме, следует признать, что сегодня настоящих композиторов как раз и нет. К чему все свелось? Кто может связать две ноты, тот уже и сочиняет музыку. Сейчас техника, компьютеры нивелируют нашу работу. А труд аранжировщика выходит на первое место.

"Олийнык вновь прослушал мелодию новой песни и сказал : "Я все зрозумів…" А через пару дней принес мне абсолютно идеальные слова."

- …в консерватории из Вас готовили композитора, скажем так, серьезного. Вы же завоевали популярность и стали известны, прежде всего, как песенник.
- …Еще до поступления в училище Глиэра я написал несколько песен, ставших достаточно популярными у слушателей. Например: "Пісня не загубиться", сделанная с Борисом Олийныком, "Кохана"… Поэтому в консерватории, где действительно пришлось осваивать музыку симфоническую, кстати, мне даже прочили на этом поприще неплохое б удущее, ко мне прилип ярлык песенника. Так он и остался на всю жизнь
- …как и когда Вы познакомились с Борисом Олийныком?
- …Я познакомился с ним, будучи студентом музучилища. Я пришел к нему со своей новой песней. Он сразу же написал прекрасный текст. К сожалению, Борис Ильич слишком мало занимался песенным жанром. По-моему, украинская эстрада очень много из-за этого потеряла. Скажу с уверенностью: Олийнык - наиболее профессиональный поэт из всех, с кем мне доводилось работать. Приведу простой пример. Мы работали над песней "Мамо, вечір догоря", которую потом исполнила Нина Матвиенко.
Первоначальный вариант текста меня не устроил. При встрече сказал ему: "Боря, взгляни, вот здесь несовпадение музыки и слов". Он спокойно еще раз прослушал мелодию и подытожил : "Так. Я все зрозумів…". А через пару дней принес абсолютно идеальный текст.
- …Возможно, мой вопрос покажется смешным… Скажите, а не надоела Вам вся эта нервотрепка, вечные переживания, волнения? Не появляются ли с годами апатия, усталость?
- Да, наваливается груз времени. Главная проблема - востребованность. По крайней мере, для моих ровесников. Знаю, что очень много талантливых людей, сегодня совершенно никому не нужных! Возьмите того же Дахно, который вынужден трудиться рядовым мультипликатором, чтобы заработать на жизнь хоть что-то. Или Колю Олялина, на стихи котрого я написал цикл романсов. Сниматься ему негде. Сам снимать не может, нет средств. А ведь какой актер! Думаю, в десятку лучших советских актеров точно входил…
{mospagebreak}

  "Песню "Глаза на песке" Муслим Магомаев должен был исполнять на фестивале в чили. Но "помогли" российские коллеги и ничего не вышло!"  

- …Вы всегда стараетесь избежать конфликта и, тем более, сами на него никогда не идете. Как Вам удавалось в застойные годы работать в жанре эстрадной украинской песни? Только сейчас как-то пытаются приподнять с колен национальную культуру.
- А, по-моему, все обстоит иначе, и теперь наше искусство менее всего имеет отношение к национальной культуре. К бизнесу - да. К сожалению, все у нас - наперекосяк…
- Ладно, попытаюсь зайти с другой стороны. ?
- Зачем?! Можем продолжить эту тему. Видите ли, я начинал со шлягеров, ориентированных, прежде всего, на общеевропейскую культуру. Ярчайший пример тому - песня "Глаза на песке". К слову, Муслим Магомаев должен был исполнять ее на международном фестивале в Чили. Нас с Рыбчинским по случаю даже в Москву вызвали. Но российские коллеги "помогли" и ничего не вышло… И только достигнув определенного уровня таких песен, я осторожно перешел к песням украинским, стал использовать наши национальные интонации. Лишь спустя время появился украинский цикл.
- Когда же это произошло?
- Где-то в 69-м. Мы тогда с Юрой в армии служили.
- Простите, а Вы что, не могли от службы, как теперь говорят, отмазаться?
- Нет, ну как это?! Да и кто мог от нее отмазать? Скажу больше, меня прямо с поезда сняли, когда я из Чехословакии возвращался.
- Какие впечатления, воспоминания о том периоде жизни у Вас остались?
- Не хочется говорить плохого…Но вот считается, что армия - это школа мужества, жизни, а мне кажется, что это школа зла. Я с этим столкнулся.
- На себе испытали "дедовщину"?
- Нет, но видел так называемые неуставные отношения. И скажу: больше всего доставалось талантливым ребятам. Буквально до кошмара доходило. И, главное, бороться со "стариками" было невозможно. Не знаю, какая обстановка в нашей армии теперь, но тогда она всех ужасала…

"Своей национальной культуры у нас сегодня меньше,чем в той же России"

- Сейчас, во многие сферы вмешивается политика. Как Вы думаете, можно ли увязать ее с музыкой?
- Ни в коем случае. Когда-то действительно пытались их переплести, нами руководили, подсказывали как и что делать.
- И говорили, чего делать нельзя. Например, слушать "Битлз".
- Слава Богу, это все прошло.
- Вы уверены?
-Уверен. Хотя, конечно, должны прийти новые люди, родится не одно поколение, пока не изживет себя "школа коммунизма", которая нет-нет, да и дает о себе знать… Все должно произрасти естественно и на собственной, родной почве.
- Пока же насаждается искусственно?
- Вот-вот. Именно искусственно. Пришпилят кому-либо бирочку "звезда" или "секс-символ" и все. Таланты надо воспитывать, лелеять. А так…Своей национальной культуры в Украине, сегодня, даже меньше, чем в той же России.
- Но не забывайте, там очень много наших…
- Да разве ж это хорошо?! Это трагедия! Пока мы не сможем поддерживать наших исполнителей экономически, они будут уезжать. В Москве больше возможностей стать популярным. По ряду причин. И информационное пространство там шире, и выше уровень телевидения… Потому все, кто считает, что сможет выдержать конкуренцию, у нас не задерживаются.
- Получается, все оставшиеся - неудачники?
- Ни в коем случае! У нас тоже много талантливых людей. Я говорю о другом. Нельзя всех возводить в ранг "суперзвезд". В последнее время, их развелось столько, что уже неба не видно!

"Человека я ценю только за его деловые качества. Остальное меня не волнует. Да и никого не должно волновать…"

- …В свое время и Ротару, уже будучи на вершине популярности, тоже рвалась в Москву. Даже для этого полностью русифицировала свой репертуар.
- А вот Соня, по-моему, как раз и есть настоящая звезда.
- Вас многое связывает с Софией Михайловной. В ее репертуаре всегда звучало много Ваших песен. Как они к ней попадали?
- Они создавались сразу "под Ротару". Другие - по ее просьбе. Когда мы встречались на каких-то музыкальных мероприятиях, Соня всегда просила меня: "Давай что-то новое".
- О Софии Михайловне много говорят и пишут, причем не всегда лицеприятные вещи.
- По натуре я человек не склочный. Поэтому мне особенно досадно когда кто-то кого-то поливает грязью. Подобного быть не должно. Мы же все работаем в одной упряжке. Каждому необходима поддержка. Мне стыдно за тех., кто пишет о ней плохо.
- Но Вы же не станете отрицать, что София Михайловна - непростой человек.
- Главное, она никогда не пойдет ни у кого на поводу. Пела и будет петь только то, что нравится, что подходит ее голосу. Никто не заставит певицу изменить себе. А это главное для исполнителя, особенно, если он видит свою цель. Я ценю человека только за его деловые качества. Остальное меня не волнует. Да и никого не должно волновать.

"На машине только езжу, под капот не заглядываю"

- Мы еще не говорили о Ваших увлечениях. Например, есть ли у Вас машина?
- Есть, конечно. А, вообще-то, у меня были почти все отечественные марки, начиная с "Победы". За рулем я, наверное, лет 30,если не больше. Но только езжу, под капот никогда не заглядываю, Поэтому так часто и менял машины: одна устаревала, тут же покупал новую.
- А хобби у Вас есть?
- Ужасно люблю собак. Это у меня с детства. Раньше держал сеттеров, потом черного терьера, сейчас - лабрадора. Обожаю рыбалку. Когда-то был заядлым преферансистом, бильярдистом. Мог играть ночи напролет. Сейчас на подобные игры нет ни времени, ни сил.
- Удивительно. Почему раньше о Вас практически нигде и ничего не писали?
- Просто я человек совершенно не тусовочный. Органически не переношу больших компаний, особенно малознакомых. Устаю быстро от такого общения. А своих друзей люблю. Вот с ними мне всегда хорошо и интересно.
- Представляю, как я Вас утомил. В данной ситуации наиболее уместно пожелать Вам скорейшего и благополучного преодоления всех преград…
- Нет, лучше пожелайте быть постоянно в творческой форме. Потому что самое большое удовольствие я получаю от работы.